Архив номеров

Содержание номера «Вестник криминалистики № 2 (70)»

Тршич Л.

Значение профессионального обучения для качества криминалистической экспертизы // Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.6-17.

 Предметом данной работы является представление отдельных сегментов в области обучения экспертов-криминалистов как путём внутренних, так и внешних криминалистических узкоспециализированных программ обучения с целью указать на необходимость их применения в практике криминалистической аналитики в Боснии и Герцеговине (в дальнейшем тексте БиГ). Представив и проанализировав настоящее состояние сотрудничества на линии прокурор – эксперт – судья, как и процесс оценки и надзора за работой экспертов, используя ряд аргументов, автор ратует за принятие качественного и основанного на международных стандартах законодательства, призванного профессионально упорядочить и качественно укрепить позицию  криминалистических единиц БиГ. Автор поддерживает настояния этих единиц в области получения аккредитации в соответствии с международными нормами, что является обязанностью, принятой БиГ с подписанием Соглашения об ассоциации и сотрудничестве с Европейским союзом. Привлечения и обмен профессиональными и научными достижениями, а также сотрудничество в области международного обмена криминалистическими данными, как и получение действительных результатов криминалистических лабораторий – качество, к которому стремятся криминалисты в научной и профессиональной областях. Мы считаем, что качественное профессиональное обучение и последовательное применение соответствующего законодательства может внести важный вклад в доказательную процедуру, как и в действительность криминалистических данных для международного обмена и, что важнее всего, в справедливое решение суда.

эксперт, профессиональное обучение, контроль качества, аккредитация, стандартизация, ISO 17025, профессиональное сотрудничество, законодательство
Галяшина Е.И.

Актуальные проблемы профессиональной подготовки экспертов по судебной фоноскопической экспертизе// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.18-29.

 В статье рассматриваются проблемы подготовки квалифицированных экспертов-фоноскопистов, а также предъявляемые к ним профессиональные и квалификационные требования, дающие право заниматься судебно-экспертной деятельностью в порядке выполнения своих профессиональных и процессуальных обязанностей как государственными судебными экспертами, так и иными лицами, не являющимися работниками государственных судебно-экспертных учреждений.

фоноскопическая экспертиза, профессиональная подготовка, экспертная специальность, судебно-экспертная деятельность, унификация, стандартизация
Шведова Н.Н.

О качестве подготовки судебных экспертов: частное мнение // Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.30-37.

 Статья посвящена одному из актуальных аспектов подготовки судебных экспертов в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования – качеству выпускаемых специалистов. Автор отмечает, что несмотря на имеющуюся регламентацию образовательной деятельности по специальности «Судебная экспертиза» далеко не всегда молодые специалисты демонстрируют готовность к самостоятельной профессиональной деятельности. Среди причин недостаточно высокого качества подготовки судебных экспертов автор называет устаревший подход к методике проведения занятий по дисциплинам специальности, при котором начинающие специалисты не могут применить на практике механически усвоенную сумму знаний.  В целях решения названной проблемы в статье предлагается использовать алгоритмические методы обучения судебных экспертов, которые наиболее близко отражают суть самой судебно-экспертной деятельности, заключающейся в последовательной реализации логически взаимосвязанных процедур. На примере разработанного диагностического алгоритма по определению способа полиграфической печати при исследовании реквизитов документов автор демонстрирует возможность наглядно и доступно изложить сложный для усвоения учебный материал, сформировать основы профессиональных навыков и умений, необходимых для практической деятельности судебного эксперта.  В статье также высказывается предположение, что на качество подготовки судебных экспертов оказывает значительное влияние профессиональная компетентность педагогических работников, реализующих образовательный процесс, что не нашло отражения в соответствующем образовательном стандарте. Автор делает вывод, что высказанные предложения носят дискуссионный характер и нуждаются в их дальнейшем обсуждении учеными и практиками.

образовательная деятельность, качество подготовки специалистов, судебный эксперт, алгоритм обучения, профессиональная компетенция, дополнительное профессиональное образование, компетенция преподавателя
Аминев Ф.Г., Хомутов С.В.

О правовом обеспечении профессиональной подготовки экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.38-48.

 Рассматриваются проблемы качества профессиональной подготовки экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций в Российской Федерации, проведен их анализ, приведены результаты анкетирования экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций об их оценке уровня судебно-экспертной деятельности. Особое внимание обращено на отсутствие правового обеспечения профессиональной подготовки частных судебных экспертов. Дан сравнительный анализ профессиональной подготовки за рубежом и в Российской Федерации и  пути его повышения; даны рекомендации по отдельным направлениям деятельности судебно-экспертных организаций; обозначены пути совершенствования профессиональной подготовки экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций. Предложены меры по повышению квалификационных требований к судебным экспертам, что окажет благотворное влияние на повышение качества их работы. Предложено обучение и прием квалификационных экзаменов у экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций проводить на том же уровне, что и у экспертов государственных судебно-экспертных организаций, в  том числе путем создания единой вневедомственной Высшей федеральной комиссии по подготовке экспертов и приему квалификационных экзаменов. Для скорейшего повышения качества судебно-экспертной деятельности негосударственных судебно-экспертных организаций представлены первоочередные  мероприятия, включая образование единой Палаты судебных экспертов Российской Федерации для всех негосударственных судебно-экспертных организаций и частных экспертов.

судебно-экспертная деятельность, эксперт, профессиональная подготовка, сертификация, Высшая квалификационная комиссия, Государственный реестр судебных экспертов
Дьяконова О.Г.

Традиционные и современные подходы к получению образования по специальности «Судебная экспертиза»: плюсы и минусы// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.49-60.

 Юридическое и экспертное образование находится в непрерывном развитии. Министерство науки и высшего образования (ранее — Министерство образования) обновляет федеральные государственные стандарты, пытаясь обеспечить должный уровень образования. Существующая система образования в области судебной экспертизы делится на четыре уровня: специалитет; магистратура; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура). Несмотря на наличие путей для получения высшего образования в области судебной экспертизы, остается множество нерешенных вопросов. Некоторые из них связаны с формулировкой нормативной базы для подготовки судебных экспертов — федеральными государственными образовательными стандартами, а другие — с реализацией их положений. В статье анализируются положительные и отрицательные черты каждого из направлений подготовки. Кроме того, приводятся признаки, характерные для эффективного образования в области судебной экспертизы: 1) сопоставимость срока обучения и наполняемости учебной программы дисциплинами, необходимыми для формирования профессиональных компетенций знаниями и навыками; 2) разработка унифицированного подхода к преподаванию дисциплин для специальности «Судебная экспертиза», разработка типовых рабочих программ, включая фонды оценочных средств, которыми мог бы пользоваться любой вуз, осуществляющий подготовку по данному направлению; 3) установление единого подхода к формированию учебной программы для каждого вида специализации в области «Судебной экспертизы», совершенствование ФГОС СЭ с обязательным учетом рекомендаций экспертного ученого сообщества; 4) наличие материально-технической оснащенности образовательного учреждения, позволяющая обеспечить ученый процесс интерактивными формами обучения в соответствии с профессиональными требованиями; 5) укомплектованность квалифицированными научно-педагогическими кадрами; 6) привитие студентам навыков научно-исследовательской работы, развитие аналитических способностей; 7) формирование и развитие системы стажировки выпускников в государственных и в негосударственных экспертных организациях с прохождением испытаний в независимой организации, в качестве которой могла бы выступать, например, ассоциация «Палата судебных экспертов».

судебная экспертиза, высшее образование, магистратура, бакалавриат, специальность, специалитет
Иванова Е.С., Козлов А.П.

Зарубежный опыт подготовки экспертов-криминалистов и повышения квалификации научно-педагогических работников, осуществляющих подготовку экспертов-криминалистов в Университете уголовной полиции г.Шеньян (КНР)// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.61-64.

 В статье рассмотрена система подготовки экспертных кадров Китайской народной республики в Университете уголовной полиции г. Шеньян, отмечена практическая ориентированность, а также акцентировано внимание на повышении квалификации научно-педагогического состава данного образовательного учреждения.

подготовка экспертов-криминалистов, повышение квалификации, непрерывность образования
Бутырин А.Ю., Статива Е.Б.

Основные компоненты процесса обучения судебных экспертов-строителей// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.65-74.

 Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки судебных экспертов-строителей. Авторы выделяют основные ключевые моменты процесса преподавания основ этого направления судебно-экспертной деятельности с учетом ее специфики. Так, рассмотрены основные характеристики строительного производства как источника конфликтных ситуаций, в которых задействован эксперт-строитель, определены его роль и формы участия в разбирательстве таких конфликтов; подчеркивается, что судебный эксперт-строитель принимает участие практически во всех судебных процессах, связанных со строительством – причиной этому служит невозможность рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело без использования специальных строительно-технических знаний; обращается особое внимание на исключительно высокое доказательственное значение заключения эксперта-строителя, обусловленное тем, что предмет доказывания по делу зачастую является предметом судебно-экспертного исследования, поэтому ответы (выводы) эксперта формируют основу для итогового решения суда по делу; рассматриваются особенности деятельности эксперта-строителя в условиях процессуального режима, накладывающего особый отпечаток на ее познавательную и поведенческую стороны, определяющего порядок проведения исследований, а также изложения его хода и результатов в заключении эксперта, являющегося доказательством по делу; определяется характер проводимых им исследований как преимущественно нормативно-технический, что создает определенные проблемы для понимания слушателями того обстоятельства, что выводы в заключении эксперта не всегда имеют в своей основе какую-либо норму или правило, но должны базироваться исключительно на научной основе. В заключении авторы указывают, что перечень рассмотренных проблем не является исчерпывающим, но подчеркивают необходимость пристального внимания к процессу формирования нового поколения судебных экспертов-строителей, деятельность которых остается одной из самых востребованных современным судопроизводством.

судебная строительно-техническая экспертиза, дидактические проблемы, совершенствование преподавания, процесс обучения, судебный эксперт-строитель, строительно-технические нормы, доказательство, спор, конфликт, строительная индустрия, профессиональные навыки
Орехова Е.П.

К вопросу об обучении судебных экспертов в Республике Беларусь// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.75-80.

 Единый подход к подготовке судебных экспертов – залог эффективного осуществления судебно-экспертной деятельности. Обучаясь, человек получает необходимые знания для проведения судебных экспертиз того или иного вида. В связи с этим предъявляются серьезные требования к образованию судебных экспертиз. Создание Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь стало основой не только для проведения единой политики в организации проведения судебных экспертиз, но и установлению единых требований к подготовке экспертов, которые будут работать (служить) в государственных судебно-экспертных учреждениях, а также осуществлять судебно-экспертную деятельность по лицензии. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании системы подготовки научных кадров для проведения научных исследований по судебной экспертизе

судебная экспертиза, эксперт, система образования, судебно-экспертная деятельность, образовательные технологии, обучение судебных экспертов
Демин К.Е., Беляев М.В.

Особенности преподавания дисциплины «Транспортно-трасологическая диагностика»// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.81-91.

 В статье рассматривается ряд вопросов, посвященных  инновациям  в преподавании  дисциплины «транспортно-трасологическая диагностика» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Представлены темы, подлежащие изучению в рамках данной дисциплины, количество часов, требуемых для уяснения вопросов. Изложены возможности проведения практических занятий  в лабораторных  условиях, а также в рамках криминалистического полигона. Представлены иллюстрации реконструкции дорожно-транспортного происшествия в рамках практического занятия, а также применения компьютерного моделирования.

Дорожно-транспортное происшествие, обнаружение и фиксация следов-отображений, практическое занятие, семинарское занятие, судебная экспертиза, повреждения шин, отделившиеся части транспортного средства, макетное и компьютерное моделирование
Грибунов О.П.

III-я Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы»// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.92-97.

 В статье дается обзор международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы», которая проходила 15-16 марта 2019 г. в Восточно-Сибирском институте МВД России.

Восточно-Сибирский институт МВД России, судебная экспертиза, криминалистика, судебно-экспертная деятельность
Русман Г.С.

Международная научно-практическая конференция «Университетские правовые диалоги», посвященная 90-летию со дня рождения Юрия Даниловича Лившица»// Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.98-104.

В статье дается обзор Международной научно-практической конференции «Университетские правовые диалоги», посвященной 90-летию со дня рождения профессора, доктора юридических наук, Заслуженного деятеля Высшей школы Юрия Даниловича Лившица, которая проводилась 29 - 30 марта 2019 года. Основной темой пленарного заседания была "Уголовное судопроизводство: традиции и новации".

Южно-уральский государственный университет, уголовный процесс, криминалистика, конференция
Иванова Е.В.

Круглый стол «Профессиональная подготовка судебных экспертов в России и за рубежом» // Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.105-109.

 В статье дается обзор научно-практической конференции «Правовое обеспечение образовательной деятельности», в рамках которой проводился Круглый стол «Профессиональная подготовка судебных экспертов в России и за рубежом».

Государственный социально-гуманитарный университет, судебная экспертиза, подготовка судебных экспертов, конференция
Зинин А.М.

К Юбилею Елены Рафаиловны Россинской // Вестник криминалистики. — 2019. — № 2 (70). — С.110-116.

 В статье освещаются основные вехи творческого пути доктора юридических наук, профессора, основоположника научной школы судебной экспертизы Елены Рафаиловны Россинской, юбилей которой состоится 20 июня 2019 года

Елена Рафаиловна Россинская, научная школа, судебная экспертиза, перспективы развития, эксперт, ученый, учитель

Журнал «Вестник криминалистики»

Контакты

Телефон
+7 (499) 393 38 94
+7 (916) 717 45 07

Обратная связь